ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО КУЗНЕЧНОГО ДЕЛА
Истоки обработки металлов
По оценкам историков и археологов методы обработки железа были освоены на территории современной России еще древними славянами. Первым из этих способов без сомнения была ковка. В те времена технология ковки была очень примитивна. Изначально люди пытались обрабатывать железо в холодном состоянии, выбивая из него примеси колотушками.
Однако уже вскоре они поняли, что гораздо проще придавать железу необходимую форму, предварительно нагрев его в горне. Первыми горнами, в которых происходило нагревание железа для изготовления кованых элементов, был обычный домашний очаг. Позднее появились так называемые «волчьи ямы». Они представляли собой углубления в земле диаметром около одного метра. Стены таких своеобразных горнов хорошо промазывались глиной и обладали неплохой жаростойкостью, что позволяло спокойно нагревать металл до необходимой температуры. В большинстве поселений во избежание пожаров «волчьи ямы» располагались на окраинах.
Домницы
Несколько позже печи из глины стали строить на земле, подавая в них струю воздуха с помощью кожаных мехов, раздувать которые приходилось вручную. Такие печи назывались домницы. После каждой варки верхняя часть домницы разрушалась, и из обломков с помощью лома извлекали железную криницу. Далее криница подвергалась проковке, в процессе которой устранялись поры в металле и удалялись частицы шлака с ее поверхности.
Для достижения качественного результата нагревание криницы железа и последующая проковка повторялись по несколько раз. Чтобы начать новую плавку домницу приходилось восстанавливать заново. В целом процесс «варки» железа являлся очень трудоемким и требовал больших физических усилий.
Кузнецы-ремесленники
Именно трудоемкость кузнечного дела являлась основным фактором, препятствующим более быстрому развитию металлообработки. Далеко не в каждом поселении или городище находился человек, способный выполнять этот тяжелый труд.
Таким образом, стал формироваться отдельный класс ремесленников-кузнецов, которых уважали за их мастерство и умения. Кузнецы тех времен самостоятельно выполняли все работы по плавке и ковке металла и искали покупателей на кованые элементы и предметы.
Каждый кузнец имел свой набор инструментов и принадлежностей, который зачастую передавался по наследству. В такой набор обязательно входили горн, наковальня, молот, клещи, пешня, кочерга, железная лопата. Обычно в кузнице работало два человека – мастер и подмастерье. Каждый кузнец специализировался на работе с определенным металлом: железом, медью или серебром.
Обработка металлов на Руси в X-XI вв.
В X веке кузнечное дело на Руси достигло определенно высокого для тех лет уровня развития. Славяне широко и повсеместно использовали различные металлические изделия. До сих пор археологи находят неплохо сохранившиеся серпы, сохи, железные лемехи для плугов, дверные замки и другие металлические предметы, свидетельствующие о мастерстве кузнецов, ювелиров и оружейников того времени. К XI веку производство кованых элементов и изделий вышло на новый уровень. Множество месторождений железной руды на территории русских княжеств полностью обеспечивало потребности в железе. Постепенно вытесняя кузнецов-ремесленников стали появляться небольшие металлургические заводики. На них процесс дутья был частично механизирован при помощи мельничного привода. Это позволяло в значительной степени увеличивать производительность кузницы.
Технологии древних кузнецов
Хотя до наших дней не дошли письменные свидетельства о технологии ковки тех времен, изучение кованых элементов, изготовленных древними кузнецами, позволяет судить об уровне их мастерства. Результаты исследований позволяют говорить, что древние кузнецы в совершенстве владели всеми теми приемами ковки, которые использовались почти без изменений вплоть до конца XIX века.
Так при изготовлении простых кованых элементов использовали зубило, пробойники, а также применяли технологию наваривания лезвия и метод вкладыша. Сварка железа осуществлялась путем его нагревания до высоких температур. При этом определять, раскалился ли металл до нужной температуры, приходилось, ориентируясь лишь на цвет. Простые кованые элементы и предметы, к которым можно отнести гвозди, ножи, серпы и косы, лопаты, сковороды и т.п., кузнец мог изготавливать один, без подмастерья.
Для производства более сложных кованых элементов, таких как цепи, железные кольца, оружие, даже самому опытному мастеру была необходима помощь. Ведь одновременно держать клещами кусок раскаленного металла, направлять зубило или пробойник и бить по нему молотом одному человеку просто невозможно.
Ковка сложных изделий
Изготовление сложных кованых элементов требовало применения специальных технологий. Так для ковки топора применяли технологию использования железных вкладышей с навариванием металлических полос. Для ковки копья из треугольной железной заготовки, вначале закручивали в трубку основание заготовки, в нее вставляли железный вкладыш в форме конуса, а затем сваривали втулку и ковали рожон. Большие железные котлы приходилось делать из нескольких кованых элементов, скрепляя их металлическими заклепками. Железные винты изготавливались по технологии кручения стержня с квадратным сечением.
Ассортимент древних кузниц
Каждый кузнец чаще всего полностью удовлетворял потребность деревни в кованых элементах и изделиях, изготавливая большинство железных предметов, необходимых в быту, земледелии или охоте. Для земледельцев они ковали серпы, косы, наконечники плугов. Хозяйки получали котлы и прочую железную утварь. Охотники приходили к кузнецу за наконечниками копий, стрел и рогатин. А строительство новой избы и вовсе не представлялось возможным без помощи кузнеца, кующего топоры и железные гвозди. Однако этим и ограничивался ассортимент деревенской кузницы. Кузнец не имел дополнительного рынка сбыта и стимула к развитию.
Совершенно по-другому обстояло дело в городских кузницах. В городах работало по несколько кузнецов. В больших городах их насчитывалось десяти. А значит, существовала определенная конкуренция. Это подталкивало мастеров кузнечного дела к самосовершенствованию, освоению новых технологий и приемов. Древнерусские кузнецы славились далеко за пределами своей страны как искусные мастера. Виртуозно владея ремеслом, кузнецы могли выковать любой предмет – от обычного бытового инвентаря, до тончайших игл, узорных шлемов или кольчуг, склепанных из миниатюрных колец.
С их наковален порой сходили настоящие произведения искусства. В целом ассортимент продукции древней кузницы, конечно же, сильно отличался от ассортимента кузниц более позднего периода, когда стали появлятьсякованые предметы интерьера (фигурные кованые скамейки, стулья, тяжелые кованые кровати) и различныекованые элементы декора зданий и улиц (флюгеры, массивные кованые калитки, красивые кованые оконные решетки).
В древние времена людям были нужны не кованные предметы интерьера, акачественный инструмент, орудия труда и оружие. Поэтому кроме знания технологии ковки каждый опытный кузнец владел слесарным делом и был мастером-оружейником. Вообще, ассортимент кузниц можно разбить на несколько групп. Во-первых, это сельскохозяйственные орудия: серпы, косы, плужные ножи, лемехи и сошники, медорезки, топоры и вилы.
Вторая группа – это инструменты для ремесленников: долота, пилы, скобели, молоточки чеканщиков с нанесенным рельефом, сапожные ножи, тесла, ножи для рубанков, ножницы, кронциркули для несения орнамента на кость, резцы и многое другое.
Следующая группа кузнечных изделий – металлические бытовые предметы: скобы, кольца, гвозди, ножи, дверные пробои, железные замки и ключи для них, безмены, гирьки, окованные ковчежцы, пряжки, иглы, очажные цепи, обручи для ведер и бочек, дужки.
И, наконец, самая дорогая и требующая большего мастерства продукция кузнецов – военная амуниция и оружие: мечи и наконечники для стрел, боевые топоры и сабли, копья и дротики, арбалеты, всевозможные щиты и кольчуги, шлемы, шпоры, стремена, удила, подковы, ножи для метания.
Городские кузницы
Древнерусские города строились преимущественно из дерева, а потому в целях избежания пожаров городские кузницы, как и деревенские, выносились за пределы ограды. Городские кузницы отличались от деревенских домниц более совершенной техникой варки, что позволяло получать высококачественное железо.
Но главное отличие городских кузниц от деревенских заключалось в применении более широкого набора инструментов и оборудования. В распоряжении городского кузнеца имелись молоты различного размера, кузнечные клещи в широком ассортименте и всевозможные зубила, различные как по габаритам, так и по функциональным свойствам.
Это позволяло городским кузнецам применять недоступные для деревенских технологии, изготавливая сложныекованые элементы. Например, для осуществления двусторонней ковки кузнец использовал специальную подкладку, совпадающую по рельефу с зубилом-штампом.
Такая технология широко применялась для изготовления боевых топоров и других видов оружия и амуниции. Городские кузнецы на своих наковальнях могли выковывать полые предметы, различные металлические изделия сложного профиля или с искривленной поверхностью.
Кузнечный инструмент
Для того, чтобы эффективно выполнять свои функции и иметь возможность выполнять заказы любой сложности, кузница должна была быть оснащена множеством инструментов и приспособлений. В каждой кузнице, выполняющей также роль слесарной мастерской и оружейной, обязательно должны были быть горн и меха для плавки железа, несколько наковален (от самых простых до сложных с отрогом и вырезом), набор разнопрофильных вставок в наковальню.
Впечатляет и ассортимент инструментов, которыми работали кузнецы. Это в первую очередь молоты всех видов и размеров: огромные кувалды, молотки поменьше, молоты-секачи, используемые вместо зубила для перерубания заготовки, молоты-пробойники. Также кузнец использовал клещи большие и малые, простые или с крючьями, тиски, точильные камни, пробойники и множество другого инструмента.
Кузнецы – оружейники
Времена и нравы времен древней Руси трудно назвать мирными. Мелкие стычки, сражения и полномасштабные войны случались то и дело. На дорогах бесчинствовали разбойники. Поэтому каждый город имел свою дружину, а в случаях вторжения врага созывалось ополчение из рядовых горожан. Неудивительно, что в таких условиях наиболее востребованными товарами являлись оружие и военная амуниция.
Кузнецы соревновались между собой в изготовлении мечей, сабель, кольчуг и шлемов, стараясь предложить покупателям не только надежные, но и красивые изделия. Для изготовления доспехов и оружия применялся лишь самый высококачественный металл, технология выплавки которого держалась мастером в строжайше тайне от коллег по цеху. Ковка стального оружия и доспехов требовала от кузнеца знания особых приемов и методов, огромного опыта и умения.
Верхом кузнечного искусства считалось умение кузнеца сковать прочную и одновременно красивую кольчугу, собрав воедино все кованые элементы в виде колец. Упоминание кольчуги, или как ее называли в древние времена – брони, можно встретить на страницах множества летописей. В местах захоронения древнерусских воинов археологи находили множество кольчуг прекрасной работы. Кольчужные мастера древней Руси славились как среди европейских воинов, так и у восточных кочевников. Описание русских кольчуг встречаются и в зарубежных летописях, в том числе древних арабских документах.
Не меньше известны и русские шлемы-шишаки, которые изготавливались путем склепывания железных клиновидных полос. С развитием кузнечного ремесла, мастера научились выковывать шлемы из цельного куска металла без применения клепки. Такие шлемы отличались еще большей надежностью, выдерживали сильнейшие удары. Кроме того, цельные шлемы получались гораздо легче, чем склепанные из полос. Русские шлемы резко отличались от тех, что использовались воинами других стран своей конической формой. Зачастую к изготовлению шлемов, особенно для князей и полководцев, привлекались мастера работы с драгоценными камнями, которые превращали шлем в образец ювелирного искусства.
Широко применялись ювелирные работы и при изготовлении оружия. Ярким примером этому служит топорик князя Андрея Боголюбского. Он выполнен из стали, но имеет незначительный вес. Вся поверхность топорика изрезана насечками, в которые нанесено серебро. Поверх серебра топорик покрыт гравированным орнаментом, позолотой и чернью.
Производство щитов также не обходилось без участия кузнеца. Деревянные щиты миндалевидной или овальной формы имели железную сердцевину и прочную железную оковку.
Особое внимание при изготовлении оружия кузнецы уделяли процессу закалки стали. Закаленные лезвия обладали лучшими характеристиками. Оружие получалось более прочным, износостойким. Закалка представляла собой быстрое охлаждение стального оружия путем его погружения в ледяную воду.
Развитие кузнечного дела в XII-XIII вв.
Наличие широкого рынка сбыта и постоянно возрастающего спроса спровоцировало всплеск развития кузнечного дела. Кузнецами осваивались все новые приемы обработки металла, изобреталось новое оборудование. На фоне перехода кузнечного производства в разряд массового стало проявляться некоторое разделение кузнецов по специализациям. В списках городских ремесленников стали появляться домники (кузнецы, специализирующиеся на выплавке металла), оружейники, шлемники, щитники, бронники, мастера по производству стрел, сбруи, гвоздочники, замочники и прочие мастера с узкой специализацией.
Богатые горожане начинают заказывать у кузнецов кованые элементы для украшения своих домов: кованые калитки, тяжелые кованые ворота, красивые кованые козырьки и навесы. В домах появляются кованые предметы интерьера.
Несмотря на общую неблагоприятную политическую и экономическую ситуацию на Руси, обусловленную феодальной раздробленностью кузнечное дело в XII- XIII веках находилось на пике своего развития. Техника кузнечного тела в это время совершенствовалась преимущественно в направлении массовости производства.